понедельник, 17 марта 2008
Конституция Японии
3 мая 1947 годаГлава II. Отказ от войны Статья 9. Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается.
Текст можно посмотреть здесь.При этом Япония имеет военный бюджет порядка 45 млрд. USD и принимает участие в миротворческих операциях ООН.
О военном бюджете Японии и его структуре можно посмотреть здесь и здесь."В июне 1992 г. в Японии был принят закон «О международном мире и сотрудничестве», определяющий следующие условия участия Японии в миротворческих акциях ООН:
— наличие между участниками конфликта договоренности о прекращении огня;
— согласие конфликтующих сторон с проведением операций по поддержанию мира и участием в них Японии;
— соблюдение строгого нейтралитета;
— возможность отзыва из зоны конфликта японских сил в случае невыполнения какого-либо из вышеперечисленных условий;
— применение оружия лишь в случае крайней необходимости — для сохранения человеческих жизней.
Если первые три принципа участия Японии в операциях ООН носят как бы международный характер и применяются всеми странами, участвующими в операциях «голубых касок», то два последних отражают японскую специфику, заложенную в Конституции, в соответствии с которой использование японских сил в операциях ООН ограничивается невоенными сферами. Эти силы могут осуществлять так называемую тыловую поддержку, включая транспортное и медицинское обеспечение, снабжение, а также вести наблюдение за ходом выборов, выполнять функции гражданской полиции, участвовать в международной гуманитарной помощи. Участие японских миротворцев в разъединении войск и обеспечении прекращения огня требует еще соответствующей юридической базы и поэтому на нынешнем этапе исключается." (Источник)Подробнее об участии Японии в миротворческих операциях. читать дальше "Хотя с 1965 г. Япония стала членом комитета ООН по проведению миротворческих операций, участия в них она не принимала. Отказ всегда мотивировался положениями Конституции, запрещающими участие в коллективных военных действиях. В своем постоянном стремлении активизировать процесс интернационализации Японии США пытались вовлечь ее и в миротворческие усилия ООН. В 1968 г. представитель США в ООН Дж. Болл, находясь в Токио, заявил, что «способность ООН посылать наблюдателей и вооруженные контингенты в опасные точки важна для сохранения мира». В ответ генеральный секретарь кабинета министров Т.Кимура указал, что «Конституция страны запрещает это, но Япония может принять решение о направлении гражданского персонала в том случае, если к ней обратятся с подобной просьбой».
В стране сложились два диаметрально противоположных взгляда на участие Японии в операциях ООН. Противники направления японских военнослужащих за границу усматривали в этом нарушение статьи 9 Конституции. Сторонники же всесторонней интернационализации исходили из того, что без участия в международной политике в форме поддержания военных операций ООН Япония не может претендовать на роль глобальной державы. Как сказал, выступая в парламенте в 1961 г., генеральный директор юридического комитета при кабинете министров С.Хаяси, «действия единых сил под эгидой ООН не могут рассматриваться как действия суверенного государства».
Даже тогда, когда конституционность японской поддержки миротворческой деятельности ООН признавалась в Токио, там находили способы уклониться от проведения в жизнь соответствующих мер. Как довольно-таки витиевато выразился в 1980 г. премьер-министр Д.Судзуки, «так называемые операции сил ООН имеют различные цели и назначение. В случае, если они подразумевают использование силы, нам кажется, что Конституция не разрешает участие в них войск самообороны. Если эти операции не подразумевают использование силы, Конституция не запрещает участие в них войск самообороны, однако законы, определяющие их функции, не предусматривают их участие в подобных действиях, что и не позволяет им участвовать в операциях ООН».
В мае 1988 г. правительство сформулировало «три принципа международного сотрудничества» — сотрудничество во имя мира, международный культурный обмен и увеличение помощи на нужды развития. При этом «сотрудничество во имя мира» предусматривало «участие в дипломатических усилиях, включая направление необходимого персонала, и финансовое сотрудничество с целью разрешения региональных конфликтов»5. В рамках этой политики Япония в 1988 г. направила гражданского сотрудника в состав миссии доброй воли ООН в Афганистане и Пакистане и еще одного гражданского сотрудника в группу наблюдателей ООН на иракско-иранской границе. Однако любое участие в операциях ООН людей в форме Сил самообороны оставалось недопустимым.
В октябре 1989 г. премьер-министр Японии Т.Кайфу вновь поднял вопрос об участии Сил самообороны в операциях ООН по поддержанию мира, упомянув о необходимости «защиты жизни японцев за рубежом»6, но его инициатива не нашла поддержки ни в парламенте, ни со стороны общественного мнения.
Проблема отношения Японии к разделению бремени военных усилий мирового сообщества обострилась в период войны в Персидском заливе. По мнению М.Армакоста, занимавшего в тот момент пост американского посла в Токио, «кризис создавал идеальную ситуацию для тесного американо-японского сотрудничества и пересмотра роли Японии в сфере международной безопасности».
Токио с самого начала конфликта выступил с резким осуждением иракской агрессии против Кувейта. Уже 2 августа 1990 г. все иракские счета в Японии были заморожены. Японцы выразили готовность поддержать резолюцию Совета Безопасности ООН, призывавшую вывести войска Ирака из Кувейта. Тем не менее японское правительство не спешило присоединиться к формировавшейся многосторонней военной коалиции в рамках ООН. Позиция МИД Японии, предлагавшего в августе 1990 г. сформировать «корпус мира» в составе тысячи гражданских лиц и невооруженных военнослужащих для включения в невоенные вспомогательные операции в Заливе, поддержки у кабинета не нашла.
Президент США Дж.Буш обратился к премьеру Т.Кайфу с просьбой оказать финансовую помощь коалиции, предоставить экономическую помощь Турции, Египту и Иордании и, главное, обеспечить личное участие японцев в действиях против Ирака. Японии предлагалось несколько вариантов участия: направление на добровольной основе медицинского персонала, предоставление судов для перевозки войск и вооружений в Саудовскую Аравию, помощь возможным беженцам из районов боевых действий, участие в операциях коалиционных военно-морских сил в форме направления в район конфликта тральщиков. По словам М.Армакоста, «Вашингтон больше всего хотел участия японских кораблей, имеющих на борту японскую команду и плавающих под японским флагом, что было бы символом присоединения Токио к общим усилиям»."
"В июне 1992 г., после длительных проволочек, верхней палатой парламента был принят Закон о международном сотрудничестве в обеспечении мира, который санкционировал, правда, с серьезными оговорками, участие японских военнослужащих в операциях ООН по поддержанию мира. В первые три года со дня принятия Закона им разрешались такие акции, как наблюдение за проведением выборов, работа с гражданской администрацией, медицинская помощь, тыловое обеспечение, ремонт мостов и дорог, помощь в охране окружающей среды. На любые действия, кроме названных, накладывался трехлетний мораторий.
Участие Японии в миротворческих акциях обставлялось непременным соблюдением ряда жестких условий. Помимо тех, которые были сформулированы парламентом в июле 1991 г., в их перечне фигурировали: наличие предварительной просьбы ООН о присоединении Японии к акции, непредвзятость ООН, возможность прервать участие в операции и т.д. Каждый отдельный случай использования японского контингента требовал специального решения парламента, а уже принятое решение подлежало новому обсуждению и голосованию каждые два года.
Направление японских военнослужащих за границу могло осуществляться только в рамках статьи 6 Устава ООН, исключающей непосредственное участие в боях. Впрочем, предусматривалось, что по истечении трехлетнего моратория парламент может одобрить диверсификацию функций японских войск вплоть до допуска их к ограниченному участию в боевых действиях.
Япония тщательно готовила первую зарубежную миссию Сил самообороны. Как и ожидалось, местом для ее проведения избрали Камбоджу. Уже в июле 1992 г. туда была направлена исследовательская группа, а в конце сентября — 200 военнослужащих инженерного батальона Сил самообороны. Между прочим, их сопровождали более 300 журналистов. Всего в тамошних операциях приняло участие свыше 1200 японских военнослужащих.
Решение об использовании японского контингента в Камбодже получило в Японии неоднозначную оценку. С одной стороны, судьбоносный шаг парламента рассматривался как «законная» плата за интернационализацию, в частности, за возможное принятие Японии в число постоянных членов Совета Безопасности. С другой стороны, он характеризовался как отражение «страшной действительности интернациональной политики», как свидетельство «ломки основ послевоенной политики Японии»18.
Тем не менее в дальнейшем японские военнослужащие приняли участие в операциях ООН в Мозамбике (май 1993 г.), куда было направлено 155 человек. Затем Силы самообороны были задействованы в Заире (1994 г.) и на Голанских высотах (1996 г.). 400 военнослужащих Управления национальной обороны были командированы в 1996 г. в Заир и Кению для оказания гуманитарной помощи беженцам."
Источник информации - здесь.
@темы:
силы самообороны,
информация без размышлений,
Япония,
конституция,
миротворцы,
армия